Содержание. Введение ………………………………………………….. 3 1. Пояснительная записка…………………………………... 3 2. Содержание изучаемого курса…………………………… 5 3. Методическое обеспечение программы………………… 17 4. Мониторинг результативности программы 18 5. Список литературы 19 2 Введение Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети. В.А. Сухомлинский Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации роботостроения. Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка. Занятия по конструированию являются мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия. Обеспечивая условия для полноценной и разнообразной конструктивной деятельности, педагог стремится воспитывать не послушного исполнителя, а творца, помогая детям раскрыть свои аналитические способности и художественные таланты, почувствовать себя художниками и дизайнерами, развить ручные навыки и умения. Мы выбрали эту тему, потому что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Пояснительная записка. Актуальность. В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXIвеке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментальноисследовательской, творческой деятельности. Методика обучения ЛЕГО- игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей. ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых 3 фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Задачи программы. Развивающие: - развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество, видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Образовательные: - учить сооружать красивые постройки, технику, опираясь на впечатления изученных тем проектной деятельности, используя рисунки, фотографии, схемы. Воспитательные: - воспитывать умение работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки. Возрастные возможности дошкольников в конструктивной деятельности. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, что возможно в ходе экспериментальнопознавательной деятельности, где создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опытов на основе анализа, делает выводы, умозаключения, овладевая представлениями о том или ином законе, явлении. Учёными (Лурия.А. Р., Рубенштейн С. Л., др.), занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной. Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий легоконструированием и другими конструкторами , во время реальных экспериментов с использованием лабораторного оборудования, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной 4 1. 2. 3. 4. 5. деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста. Характеристика программы Срок освоения программы – 1 год. Общее количество учебных часов – 144 Формы обучения – очная. Организация образовательного процесса – сформированная группа обучающихся одного возраста, являющихся основным постоянным составом объединения (кружка). Режим занятий – 4 раз в неделю. Длительность занятия – 25 минут. Планируемый результат. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением согласно возрасту. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями. Формы отслеживания образовательных результатов – диагностическая карта, аналитическая справка. Формы демонстрации образовательных результатов – открытые просмотры. Выставки творческих работ. Материально–техническое обеспечение - занятия проводятся в групповой комнате и в комнате для занятий малыми группами. Оборудование – Лего-конструкторы, схемы построек, картотека игр. Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники. Содержание изучаемого курса Перспективный план совместной образовательной деятельности с детьми 5-7 лет Задачи: Первое полугодие: Закреплять приобретённые в средней группе умения Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно 5 Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей Продолжать знакомить с новыми деталями Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом Второе полугодие: Учить работать с мелкими деталями Создавать более сложные постройки Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки Учить рассказывать о постройке других воспитанников Самостоятельно распределять обязанности Учить помогать товарищам в трудную минуту Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций Развивать творческую активность Навыки межличностного общения и коллективного творчества Способности к анализу и планированию деятельности Интерес к лего-конструктору Примерное распределение занятий на год: Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям Конструирование по условиям Конструирование по замыслу Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 10-15 детей) На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. Тематические блоки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Моё село Архитектура Мосты Водный транспорт Строительная техника Сказка На стройке Железная дорога Разные профессии Количество занятий 16 - Сентябрь 9 -Октябрь 7 - Октябрь 5 - Ноябрь 11 - Ноябрь 16 -Декабрь 5 -Январь 10 - Январь 5 -Февраль Правила поведения в общественных местах Воздушный транспорт 11 -Февраль 16 - Март 6 12 13 14 15 16 № п/п Зоопарк Сбор модулей по картам Детская площадка Плоскостное конструирование Повторение изученного материала за год 8 4 4 7 10 Тема Задачи «Мостик через речку» Продолжать знакомить детей с конструктором. Учить строить мостик Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. -Апрель -Апрель -Апрель -Май -Май Литература. Моё село. Сентябрь 1. 2. «Свободное творческое конструирование» 3. «Колодец» 4. Конструирование по замыслу 5. «Русская печь» 6. Конструирование по замыслу 7. Конструирование по замыслу 8. «Строим дом, в котором мы живем» Выставка. Учить строить простейшую постройку из конструктора. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Рассказать о русской печке. Развивать фантазию, воображение. Учить строить печку из конструктора. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с основными частями дома и собрать простой плоский дом (фасад) Как построить дом? Из чего он состоит? 7 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.67 Лего – конструирование с.36 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.67 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.47 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.47; Лего – конструирование. С.34 9. «Дом фермера с колодец» 10. «Свободное творческое конструирование» 11. «Наша ферма» 12. Многоэтажные дома 13. Магазины 14. Детский сад 15. Конструирование по замыслу 16. Многоэтажные дома Формировать у детей представления о домах. Закреплять названия частей, из которых строится дом (стены, крыша, пол, окно и дверь). Продолжать учить, как правильно подбирать детали для будущей постройки. Закрепить навыки соединения, чтобы дом был прочным и устойчивым. Дополнять постройку забором по замыслу. Развивать конструкторские способности. Обогащать словарь детей. Дать детям представления о колодцах. Учить конструировать колодец по образцу или схеме. Поощрять самостоятельные дизайнерские и архитектурные решения. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Свободная игровая деятельность. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании коллективной конструкции и навыки работы в коллективе. Учить создавать конструкцию по замыслу. Обыгрывание совместной постройки. Выставка. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах. Закреплять названия магазинов, их виды. Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах. 8 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.89 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.89 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.90 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.89 Октябрь. Архитектура. 1 «Детский сад» 2. «Кафе» 3. «Магазины» 4. «Село, в котором мы живем» 5 «Сказочный лес» Закрепить умения выделять, называть, архитектурные формы (крыши, арки, колонны двери, лестницы, окна, балконы), входящие в состав конструкторов Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. Закреплять названия магазинов, их видов Коллективная работа. Учить строить домики разной величины и длины. Учить моделировать деревья и цветы по карте-схеме, или замыслу. Познакомить с разнообразными деревьями и цветами, растущими в наших лесах и парках, с их строением и характерными признаками. Закреплять навыки отбора и скрепления деталей. Обратить внимание на их устойчивость Воспитывать 6 «Дома в нашем селе: фасады домов» (архитектура) любовь к природе. Знакомить детей с разнообразием форм жилых зданий – домов (одноэтажные, многоэтажные) и их фасадов. Поддерживать у детей желание и развивать умения воплощать в процесс создания модели, образа будущей конструкции собственные переживания, впечатлении, замыслы. Поддерживать т ворчество и самостоятельность. их многообразием и социальным «Парковая архитектура.Беседки» статусом. Формировать у детей представления о малых архитектурных форма, об их многообразии. Предложить разные образцы конструирования беседок. Предоставитьдетям право выбора. Продолжать учить анализировать образец, выделяя его части и необходимые детали. Учить описывать образец, используя конструкторскую (инженерную) терминологию. При моделировании беседок поощрять у детей самостоятельность. Выставка. 9 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.70 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.89 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.68 и симметричность. родной города, с городскими жителями, 7 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.91 https://grclip.com/video/kbqzvUtzFU/строим-дом-из-конструктора.html Обыгрывание.Продолжать знакомить детей с 8 «Свободное творческое конструирование» Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. 9 Школа Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. МОСТЫ 10 Автомобильный мост Познакомить с разнообразными назначениями мостов. Учить строить мост по карточке. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.86 11 Железнодорожный мост Учить строить мост по условию. Развивать воображение. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.86 12 Переходной мост Учить строить мост по условию. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.86 13 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 14 «Свободное творческое конструирование на тему мост» 15 «Свободное творческое конструирование » Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. 10 16 «Свободное творческое конструирование» Ноябрь. Водный транспорт Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. 1 Катер 2 Корабль 3 Маяк 4 «Речной вокзал» 5 «Водный транспорт. Корабли» Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской транспорт». Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Знакомить детей с водным транспортом. Закреплять навыки конструирования создания конструкций и моделей по картамсхемам, подбора деталей и способов их скрепления. Продолжать учить соотносить Конспект. Конспект. свою конструкцию с образцом. 6 7 Строительная техника. Подъемный кран 8 Экскаватор 9 Грузовик везет кирпич Выставка. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление. Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности. Воспитывать интерес к конструированию. Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе. 11 https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2017/04/07/konspekt-nod-po-legokonstruirovaniyu-na-temu Конспект Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.88 10 Конструирование по замыслу 11 Подъемный кран 12 Экскаватор 13 Грузовик везет кирпич 14 Конструирование по замыслу 15 Подъемный кран 16 «Свободное творческое конструирование на тему водный транспорт» Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление. Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности. Воспитывать интерес к конструированию. Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление. Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности. Воспитывать интерес к конструированию. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2017/04/07/konspekt-nod-po-legokonstruirovaniyu-na-temu Конспект Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.88 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2017/04/07/konspekt-nod-po-legokonstruirovaniyu-na-temu Выставка. Декабрь. 1 «Сказка» Избушка на курьих ножках 2 Робот 3 Аниматроник «Бони» 4 Дед Мороз и Новогодняя елочка. 5 Сказочный теремок 6 Избушка Бабы Яги Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу https://www.youtube.com/watch?v=hX GtK9o-B4s Показать игрушку робот. Учить строить робота. Закрепить навыки выполнения конструкций Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок. Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги. 12 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.87 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.88 7 Дом Деда Мороза 8 Конструирование по замыслу 9 2.«Дома для сказочных персонажей» 10 .«Животн ые из сказок» 11 «Путешествие в сказку…» 12 «Дома для сказочных персонажей» 13 «Животные из сказок» Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом для Деда Мороза с украшениями. Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Продолжать знакомить детей с особенностями сказочных построек. Закреплять навыки работы по образцу. Умение соотносить свою конструкцию с предлагаемым образцом. Учить обдумывать предстоящую работ у. Поощ рять самостоятельность и творческие решения. Выставка. Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых деталях, их соединении. Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели и конструкции по сюжетам сказок, используя имеющиеся у них знания, конструкторские и коммуникативные навыки. Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. Выставка Продолжать знакомить детей с особенностями сказочных построек. Закреплять навыки работы по образцу. Умение соотносить свою конструкцию с предлагаемым образцом. Учить обдумывать предстоящую работ у. Поощ рять самостоятельность и творческие решения. Выставка. Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых 13 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.92 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 14 «Путешествие в сказку…» 15 «Свободное творческое конструирование» 16 «Свободное творческое конструирование» деталях, их соединении. Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели и конструкции по сюжетам сказок, используя имеющиеся у них знания, конструкторские и коммуникативные навыки. Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. Выставка Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Январь 1 2 На стройке Кран Грузовой автомобиль Актуализировать знания детей о строительстве домов и строительных профессиях. Создать условия для получения детьми знаний о строительных машинах. Дать возможность детям при помощи взрослого узнать об основных частях подъемного крана (опоры, башни, кабины машиниста и балочной стрелы). Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление. Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности. Воспитывать интерес к конструированию. Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. 14 https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2017/04/07/konspekt-nod-po-legokonstruirovaniyu-na-temu 3 Дом. Плоскостное конструирование. Продолжать знакомить с плоскостным конструирование. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику. 4 Экскаватор Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. 5 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 6 Железная дорога 7 Паровоз везёт товары 8 Электричка. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков , друг с другом, основными составными частями дороги. Развивать фантазию, воображение. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Учить передать конструктивные особенности постройки техники. 9 Станция Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.99 10 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 11 «Военная техника. Вертолёт, танк» https://infourok.ru/konspekt-pokonstruirovaniyu-dom-kotoriypostroyu-ya-1250046.html Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 Знакомить детей с военной техникой, её многообразием и назначением. Учить создавать конструкции вертолётов и танков по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции, или опорной схеме. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Воспитывать чувство патриотизма гордости за нашу 15 и Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.98 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.98 12 13 «На железной дороге. Поезд» « Транспорт на улицах города» Знакомить детей с устройством, функциями и приёмами конструирования железной дороги. Знакомить детей с понятиями пассажирский и грузовой поезд. Дать представления о поездах, о работе машинистов. Учить создавать конструкцию поезда по картесхеме, осуществлять анализ его частей и необходимых деталей, Учить подбирать необходимые детали, закреплять навыки скрепления элементовжелезнодорож коллективную конструкцию. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу или с опорой на карты схемы, применять при их описании технические термины. Развивать творческое воображение и фантазию. Игры по БДД. Выставка. 14 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 15 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Февраль Разные профессии 1 2 Танк «Гараж для танка» Закреплять умение собирать по конструктивному решению модели; расширять знания детей об армии и видах войск; расширять словарный запас детей (военно-воздушные силы, военно-морской флот, сухопутные войска); воспитывать аккуратность, формировать умение доводить начатое дело до конца. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать 16 http://фгос-игра.рф/doshkolnoeobrazovanie/konstruirovanie/konspekt y/1612-konspekt-zanyatiya-tank https://www.youtube.com/watch?v=2AL Vuy-R1yg 3 МЧС. Пожарная часть. 4 Подводная лодка 5 «Профессии: архитектор «Правила поведения в общественных местах» 6 Светофор, регулировщик 7 «Велосипед» содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете; продолжать учить выполнять постройки по образцу, обогащать активный и пассивный словарь, закрепить знания о водном виде транспорта; воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы. https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2016/03/13/konstruirovanie-sispolzovaniem-mehanicheskogo https://multiurok.ru/files/konspektnod-po-lego-konstruirovaniiukorabl.html Формировать представления о профессиях архитектора и инженера-конструктора, их профессиональной деятельности. Развивать познавательный интерес. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать умение передавать формы объектов средствами LEGO. иинженер-конструктор.Творческие игры»» Закрепление представлений о https://www.maam.ru/detskijsad/konsp правилах дорожного движения; ekt-zanjatija-pd-po-legoразвитие умения работать по konstruirovaniyu-znakomstvo-soпредложенным инструкциям svetoforom.html (схемам); развитие умения конструировать и проектировать по показу педагога; закрепление навыка количественного счета, цветового спектра. Развитие умения работать в коллективе; Воспитание культуры поведения на дороге, желания выполнять правила дорожного движения. конструирования самоката и https://www.youtube.com/watch?v=uQ велосипеда; закрепление знаний о wYcxSL0Vc правилах работы с деталями конструктора; развитие технического творчества, пространственного мышления, внимания, памяти, речи, умения отвечать на вопросы, работать с текстом по заданию воспитателя, мелкой моторики рук, терпения, усидчивости; воспитание культуры поведения на дороге, желания выполнять правила дорожного движения. 17 8 «Поезд мчится» 9 Железнодорожный вокзал 10 Конструирование по замыслу 11 Конструирование по замыслу 12 Конструирование по замыслу 13 Конструирование по замыслу 14 Конструирование по замыслу 15 Конструирование по замыслу Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу; закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге.Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта. Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (Что делать, и способы её достижения (Как делать) Учить анализировать выполненные постройки. Учить строить железнодорожный вокзал по образцу. - закреплять знание деталей конструктора и соотношение их графическими заменителями (схемами) . продолжать учить работать коллективно. - воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и бережное к постройкам друзей. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и 18 https://nsportal.ru/detskiysad/konstruirovanie-ruchnoytrud/2016/10/20/konspekt-zanyatiyapo-konstruirovaniyu-v самостоятельность. 16 Март Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. «Воздушный транспорт и Космонавтика» 1 Вертолет Учить выделять в постройке функциональные части. Развивать конструктивное воображение. Активизировать словарь на тему: «Воздушный транспорт». Воспитывать умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу. 2 Самолёт 3 Ракета, космонавты 4 Конструирование по замыслу Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, алгоритму, инструкции воспитателя. Активизирование словаря детей на тему: «Воздушный транспорт». Воспитание культуры поведения на воздушном транспорте. Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. "Космос" https://www.youtube.com/watch?v=ug nJkd9TV_Y Космический корабль Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.97 6 Луноход Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.98 7 Космодром Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты. Конспект 8 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.39 5 19 9 Аэродром Закреплять у детей навыки постройки из конструктора «Лего». Учить детей строить различные виды транспорта. Учить детей планировать сюжетную композицию. Развивать умение подбирать необходимый для работы материал. Развивать мелкую моторику. Развивать умение согласовывать свои действия. Закреплять умение обыгрывать постройку. 10 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закрепить навыки работы по карточкам. Закреплять знания детей о космодроме: ракеты, стапели, навигационные вышки и т.д. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. 11 Конструирование по замыслу 12 Космодром 13 « Свободное творческое конструирование» 14 « Свободное творческое конструирование» 15 « Свободное творческое конструирование» Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. 20 https://www.maam.ru/detskijsad/konsp ekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-pokonstruirovanie-iz-tiko-konstruktoraputeshestvie-na-ayerodrom.html 16 « Свободное творческое конструирование» Выставка. Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Апрель 1 2 3 Зоопарк Аквариум Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Лабиринт Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление,мелкую моторику рук. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую Знакомить детей с простейшими архитектурными формами и сооружениями. Учить обсуждать из каких частей и деталей будут состоять конструкции, устанавливать причинноследственные связи. Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, умение работать по инструкции (условию) передавая форму объекта. Развивать умение видеть причинноследственные связи. Выставка. Учить детей работать по образцу, инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Беседа о диких животных, живущих в зоопарке, об их классификации. Обыгрывание. Продолжать учить работать детей по инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Проверять устойчивость поучившегося объекта. Обыгрывание. УчитьвЗоопарк!» детей экспериментировать, творчески по собственному замыслу создавать модели, используя имеющиеся у них Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Конструирование по замыслу 4 «Вольеры и жилищадля животных» 5 «Обитатели Зоопарка» (животные) 6 «Обитатели Зоопарка» (птицы) 7 «Приглашаем 21 Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» отличительных особенностях, знания, конструкторские и коммуникативные навыки. Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. инициативу и самостоятельность. Выставка. 8 9 Конструирование по замыслу Сбор моделей по карточкам Железнодорожны й вокзал 10 Улицы города 11 Дома на нашей улице Конструирование по замыслу 12 Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Закреплять знания о городе, транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Закреплять умение строить домики Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Детская площадка. 13 Качели Учить строить сложную постройку. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.92 14 Карусели Продолжать строить сложную постройку. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.93 22 15 Беседка для ребят Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. 16 Горка Учить определять особенности Е.Ф. Фешина «Лего – формы деталей конструктора, конструирование размера и расположения. в детском саду» с.93 Май Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» с.93 Плоскостное конструирование. Повторение изученного за год. Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие. Художественно – эстетическое развитие. Знакомство с архитектурой, сооружением техникой, профессиями. Закрепление счета, формы, цвета. Закрепление правил поведения в общественных местах через игровые ситуации, умение работать в группах, коллективе Составление рассказов, чтение произведений, отгадывание загадок Выполнение физминуток, дыхательной гимнастики, развитие мелкой моторики Составление схем, закрепление знаний цвета, сочетания цветов Методическое обеспечение программы. Методы и приемы Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; Поисковый – самостоятельное решение проблем; Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении. Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. Форма организации образовательного процесса – групповая. Форма организации учебного занятия – практическое занятие с использованием экспериментов, беседы, игры и других методов, и приёмов, инновационных педагогических технологий. 23 Мониторинг результатов формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». № п/п Ф.,И. ребенка Назыв ает все детали констр уктора Работа ет по схемам Строит сложн ые постро йки Строит по творческому замыслу Строит подгрупп ами Строит Стро по ит образцу по инст рукц ии Умение рассказы вать по образцу 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Схема для составления рассказа о будущей постройке. - Расскажи, что ты будешь делать. - Расскажи, какие детали будешь использовать - Расскажи, что будешь делать сначала, что потом. - Расскажи, как будешь скреплять детали конструктора. Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ? Схема составления рассказа о выполненной постройке. - Схема составления рассказа об игре с постройкой. -У тебя такая красивая постройка, расскажи, как ты будешь играть. - Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? - Расскажи, что будет делать твоя постройка. - Что ты еще хочешь добавить о своей игре? Схема составления рассказа об игре с постройкой. - У тебя такая красивая постройка, расскажи, как ты будешь играть. - Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? - Расскажи, что будет делать твоя постройка. - Что ты еще хочешь добавить о своей игре? Литература: 1. Е.Ф. Фешина «Лего – конструирование в детском саду». ТЦ СФЕРА, 2012 2. Комарова Л.Г. строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО. Москва, 2001 3. Лего – конструирование 5 – 10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторских модели. Презентации в электронном приложении. Волгоград «Учитель», 2017 Используются электронные ресурсы. 24