ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования осуществляется с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений. Поэтому содержание программы дополнительного образования строится в основном на реализации игровой деятельности как ведущей для дошкольника. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме: - кружок Работа кружка планируется по тематическим разделам в соответствии с направлениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, дополнительное образование будет расширят и углублять содержание ООП, для детей создаются образовательные условия, обеспечивающие более высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, формируемых в рамках обязательных форм деятельности воспитателя и ребенка в ДОУ. В условиях реализации программы дополнительного образования в дошкольном учреждении для детей создается щадящий режим жизнедеятельности. Реализация программы дополнительного образования обеспечивается психолого-педагогическим и медицинским сопровождением при взаимодействии педагогов с родителями, что повышает степень развития его адаптивных процессов и уровень интеграции в социум. Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет обеспечивает эколого–биологическую направленность. Нормативной базой разработки дополнительной общеобразовательной программы «Эколята-дошколята» являются: - Конвенция о правах ребенка, - закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации»; - закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»; - гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 117802; - устав образовательного учреждения. 1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Целями реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эколятадошколята» являются: - развитие индивидуальных способностей, - креативности, - самостоятельности, - физического совершенствования детей дошкольного возраста посредством форм кружковой работы. Поставленная цель конкретизируется следующими задачами: - продолжать развивать чувствительность и эмоциональность, - воображение, - мышление, - пробуждать фантазию, - удовлетворять потребности дошкольников в занятиях по интересам, - способствовать оптимизации развития опорно-двигательного аппарата, - формировать потребность и способы реализации здорового образа жизни. Дополнительная общеобразовательная программа эколого–биологической направленности – направлен на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «Устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранение живой природы. Рационального природопользования (сфера деятельности «человек – природа»). 2. ПРИНЦИНЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 3. АДРЕСНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С учетом территориального расположения МКДОУ детского сада «Салам» дополнительная общеобразовательная программа «Эколята-дошколята» ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Зачисление воспитанников в группы для занятий по программе дополнительного образования осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и образовательным Учреждением. Наполняемость группы детей для занятий в кружках по программе дополнительного образования устанавливается в соответствии с нормативами и составляет 10 -15 человек. Комплектование групп детей для занятия в кружке по дополнительной общеобразовательной программе «Эколята-дошколята» осуществляется на основании принципов равенства граждан в праве на получение образования при обязательном обеспечении пропорциональности полового и возрастного составов комплектуемых групп. 4. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Реализация дополнительной общеобразовательной программы предусматривает исполнение учебной программы. Содержание учебной программы конкретизируют содержание образовательной программы, являются средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса. Учебная программа дополнительной общеобразовательной программы «Эколятадошколята» принимается Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения в начале учебного года. 5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Эколятадошколята» проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. с учетом требований ФОП ДО. Организация деятельности по данной программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность (НОД) по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня. Каждый ребенок посещает кружок – 4 раза в неделю. Продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Основными формами реализации разделов дополнительной общеобразовательной программы детей, являются: фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка); занятия-инсценировки, игры, интегрированные двигательно-познавательные занятия, обыгрывание ситуаций, экскурсии, экологическая акция, творческая мастерская, создание коллекций, исследовательская деятельность, презентации и др. Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы: участие родителей в работе кружка, индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей, тематические родительские круглые столы, праздники, развлечения, выставки результатов деятельности, анкетирование, опрос. На освоение программы «Эколята-дошколята» отводится 36 учебных недель в год. Содержание программы направлено на расширение знаний детей о ближайшем окружении, о растительном и животном мире, о сезонных явлениях природы. Содержание данных блоков раздела программы, в том числе, включает в себя материал о природе, климате, географическом местоположении и экологических условиях с. Новосаситли, Хасавюртовского района. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Эколята- дошколята» предполагает использование учебно-методического комплекса, позволяющего достигать уровня образовательной подготовки воспитанников, предусмотренного требованиями ФГОС ДО. Учебно-методический комплекс включает разно уровневые дидактические материалы, позволяющие дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенности личности детей. Входящие в состав учебно-методического комплекса электронные образовательные ресурсы и программно-технологические комплексы обеспечивают возможность обогащения содержания образования воспитанников с использованием ИКТ. Структура учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы представлена в таблице 3. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы для детей Разделы программы в неделю в год 4 144 Эколого – биологическая направленность 5.1. Учебно-тематический план кружка эколого-биологический направленности Блок Про зеленые леса и другие чудеса Соседи по планете 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема Теоретическая часть 1 1 Практическая часть 2 Кол –во часов 1 3 3.Панорама добрых дел 1 2 3 4.От семечка до семечка 1 3 4 5. Разноцветная Земля 1 2 3 6. Мы за чаем не скучаем 1 2 3 1. Животный мир 2 2 4 2. И синица в руке и журавль в небе 3. Как рыба в воде 1 2 3 2 2 4 4. Живая пирамида 2 2 4 Мониторинг Воздух и его свойства Вода. Свойства воды Растворимость вещества Плавучесть предметов Агрегатные состояния вещества Зависимость жизни от воздуха и воды Развлечение «Водное царство» В царстве песка Звуки окружающего мира Свет и его отражение. Свет и тень. Теневой театр Бумажные истории (свойства бумаги) Развлечение «У нас гости» 1 1 1 1 1 1 2 1 2 3 1 2 2 2 2 3 4 2 3 3 4 1 1 1 1 2 1 2 1 3 2 3 1 3 2 3 3 1 1 1.Вводное 2.Что мы сажаем, сажая леса Наш дом родной, наш общий дом земля где мы с тобой живем 1.Мониторинг 2.Кружится, вертится шар голубой 3.Почему у глобуса белая шапка 4.День и ночь – сутки прочь 5. Дом под крышей голубой 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 2 3 В поисках динозавров 1. Мы дети природы 2. Как зародилась жизнь на земле 3. В гостях у пещерного человека 4.Путешествие по реке времени 1.Земля заповедная 2.Дом, в котором я живу 3.Жалеть надо уметь 4.Край родной навек любимый 5.Панорама добрых дел Мониторинг 1 1 1 2 2 3 1 2 3 2 2 4 1 1 1 1 1 2 1 2 2 3 2 3 1 2 1 2 2 2. Вода (механизм образования снега, инея, облаков) 1 2 3 3. Воздух (органы дыхания, загрязнение воздуха и здоровья) Просмотр с последующим обсуждением фильма «Зеленые легкие планеты» Магнит и его свойства 1 2 3 Твой след на планете Земля 1. 4. 5. 1 1 1 2 3 1 1 7. Магнитные свойства земли, компас. карта, стороны света Термометр и температура 1 1 2 8. Метеостанция 1 2 3 9. 2 2 4 1 2 3 1 2 3 12. Свет (отражение, преломление, радуга) Влияние воды, света и тепла на жизнь на земле) Выращивание грибка «Хлебная плесень». лупа Солнце и его семья 1 2 3 13. Освоение космоса 2 2 4 14. Голубая планета Земля (вращение, смена дня и ночи, времена года) Мониторинг 2 1 3 1 1 2 56 88 144 6. 10. 11. 15. Всего: Учебно-методический комплекс и оснащение дополнительной общеобразовательной программы Таблица 3. Методическая литература: Оснащение Эколого – биологическая направленность 1. С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» М.: Новая школа, 2006 г. – 48 стр. 2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» - М.: Мозаика-синтез, Москва 2014 – 80 стр. 3. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика-синтез, 2014 – 80 стр. 4. Р. А. Борһанова «Туган як табигәте белән танышу” – Казан.: ИУУ РТ, 1997 – 172 стр. 5. Г. З. Гәрәфиева “Сөмбеләне кем белә?” Казан.: Татарстан Республикасы “Хәтер” нәшрияте (Тарих), 2003 – 191 бит. 6. Г. Хәкимова “Табигатьнең сафлыгы – күңелемнең пакълыгы” Яр-Чаллы.: Идел – йорт нәшрияте, 2004 – 174 бит. 7. С. Н. Николаева “Методика экологического воспитания в детском саду” М.: Просвещение, 2004 – 208 стр. Экологические тропы: 1. «Путешествие с Флорой» внутри здания детского сада: - коллекция растений различных природных зон, -экзотический питомник, -огород на подоконнике, -фитобар (чай из наборов трав, аптечных) - аптека на подоконнике, - мини картинная галерея (репродукции) 2. «Разноцветные дорожки» по территории ДОУ: - сад, - огород, - уголок леса, - уголок луга, -цветник, - уголок не тронутой природы, В каждой группе созданы зоны экологической активности, включающие в себя: -центры ухода и наблюдения за растениями и животными, -центры наблюдения за природой. Имеется: библиотека, картотеки: экологических игр, опытов и экспериментов, аудиозаписи, видео презентации. ТСО: компьютеры, - DVD- плеер, - телевизор, - музыкальный центр, - магнитофон. Демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия, коллекции, дидактические игры, оборудование для детского экспериментирования 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Эколята- дошколята» предусматривает организацию досуговой и игровой деятельности воспитанников. Досуговая деятельность осуществляется в период подготовки к кружкам, в течение перерывов между деятельностью и после окончания кружка по желанию детей. Досуговая деятельность организуется в спокойных формах, малоподвижные игры, беседы с педагогом, рисование. Игровая деятельность осуществляется в формах коллективных или групповых развивающих игр, направленных на формирование умений коллективного взаимодействия, формирования двигательных умений, развития физических качеств, их нравственного и эстетического воспитания и развития. 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность педагога с ребенком. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса применяются: - коллективные и групповые самостоятельные игры; - открытые занятия для родителей; - праздники. Система образовательных технологий реализации дополнительной образовательной программы строится на основе принципов развивающего обучения,обеспечивающих позицию ребенка как полномочного субъекта образовательной деятельности, направленного на развитие всей совокупности качеств личности, активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей воспитанников. В системе образовательных технологий ведущими являются: - игровая технология, предполагающая применение дидактических (сюжетные, ролевые игры и игры-драматизации), познавательных, развивающих и творческих игр; - информационные технологии применяются в целях повышения эффективности использования наглядности, развития наглядно-образных представлений и эстетической воспитанности воспитанников. Организация образовательного процесса регламентируется графиком проведениязанятий. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиНом 2.4.2. 1178-02 и. Устава образовательного учреждения. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Продолжительность реализации каждого раздела дополнительной общеобразовательной программы составляет не менее 36 недель. Продолжительность занятия составляет 25 – 30 минут. Таблица 4. Примерное время в режиме дня для организации и проведения занятийв кружках по дополнительной общеобразовательной программе детей 5-7 лет Возраст 5 – 7 лет Время Продолжительность (мин.) 15.30 – 16.00 30 8. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками ДОУ дополнительной общеобразовательной программы «Эколята-дошколята» применяются следующие виды контроля: текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков; тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ; итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы. Контроль качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей. Учет достижений детей осуществляется педагогом дополнительного образования, проводящим занятия в группе. Основными формами учета достижений являются: качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и навыков; проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных репродуктивных и творческих игр, эстафет и соревнований. выставки работ детей; открытые занятия для родителей. В целях обеспечения гарантий прав, обучающихся на получение дополнительного образования в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы, осуществляется система мер по профилактике не усвоения материала, состоящая в диагностике и коррекция пробелов в знаниях и сформированности умений и навыков. № п/п Показатели МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Методы 1.Теоретическая подготовка дошкольника 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно – тематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы) 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки Соответствие теоретических умений и навыков ребенка программным требованиям Низкий уровень (ребенок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренных программой); Средний уровень (ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого) Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно). Низкий уровень (ребенок как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Высокий уровень (специальные термины ребенок употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 2. Практическая подготовка дошкольника Соответствие практических Низкий уровень (ребенок не овладел в достаточной степени умений и навыков знаниями и умениями, предусмотренными программой); программным требованиям Средний уровень (ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого); Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой, за конкретный период и выполняет задания самостоятельно). Отсутствие затруднений в Низкий уровень умений использовании специального (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудования и оснащения оборудованием); • Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); • Высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). Креативность в выполнении Начальный (элементарный) уровень развития креативности практических заданий (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); • Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); •Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Наблюдения, беседы, опрос Собеседование, наблюдение Практические задания Практические задания Практические задания 9. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Результатом освоения дополнительной общеобразовательной программы «Эколята-дошколята» является достижение запланированного уровня: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми, и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.